АНО «Центр инновационных технологий развития и социальной адаптации»
Центральный офис

О методе Томатис

unnamed.png

Метод был разработан Альфредом Томатисом, французским врачом отоларингологом и фониатром, и определяется как педагогика слушания*.

А. Томатис экспериментально подтвердил тот факт, что правильная организация слухового процесса может благоприятно влиять на наше развитие. Томатис рассматривает ухо, как важнейший орган, формирующий сознание человека. Ухо доставляет в мозг до 90 % сенсорной информации, вместе с тем оно оказывает огромное влияние на все тело человека.

Томатис разделяет «слышание» и «слушание». Слушание — это способность нервной системы использовать звуковой сигнал в целях обучения и коммуникации, вовлекая в данный процесс тело и эмоции. Это способность использовать свой слух сознательно. Ни в коем случае эта функция не должна приравниваться к пассивному звуковому восприятию, которое напрямую зависит от функционирования слуховой сенсорной системы. Можно иметь прекрасный слух, но при этом быть плохим слушателем: слышать не значит слушать!

* Метод «Томатис» является педагогической программой и не может расцениваться как медицинское лечение или метод постановки медицинского диагноза. Содержание сайта носит информационный характер и не может рассматриваться как медицинское консультирование.

Как работает метод?

Применение метода Томатис возможно только с применением технического средства «Электронное ухо». «Электронное ухо» — это система, позволяющая мозгу изменить процесс восприятия информации и управлять нашим звуковым окружением. Принцип функционирования «Электронного уха» — гимнастика мышц среднего уха.

Оборудование «Томатис» разработано так, что создает уникальное контрастное звучание. Этот эффект вызывает сокращение и релаксацию мышц среднего уха. Это возвратно-поступательное движение вызвано внезапным переходом от низких частот, которые не требуют от слуховой системы какой-либо специальной аккомодации, к высоким частотам, которые напротив, требуют от слуховой системы особенного усилия.

Проблемы со слушанием появляются в результате неправильного функционирования этих двух мышц. Они делают возможным передачу точной и гармоничной звуковой информации во внутреннее ухо, а затем — в мозг. Если эти мышцы работают неправильно, мозг не может эффективно анализировать, интегрировать и организовывать поступающую информацию.

В результате, перенасыщенный информацией мозг становится мало функциональным, ему приходиться защищать себя. От этого возникают все «недоразумения» в нашей повседневной жизни: 

• плохое понимание речи необходимость частого повторения;
• постоянное чувство усталости, неуверенность в себе;
• непереносимость отдельных звуков;
• снижение концентрации внимания;
• проблемы с обучением.

Задача «Электронного уха» натренировать нашу слуховую систему так, чтобы она смогла восстановить в полной мере способность слушать. Цель данной тренировки в смягчении чрезмерной защиты мозга, который в результате искажает наше слуховое восприятие. Благодаря работе, проводимой «Электронным ухом», мы восстанавливаем функционирование мышц среднего уха и даем возможность постепенно услышать «проблемные» звуки. В свою очередь мозг, восстановивший способность к интеграции и организации звуковой информации, оказывает положительное воздействие на ухо, позволяя ему в оптимальной манере проводить анализ.

Следовательно, это настоящий диалог между ухом и мозгом, который метод «Томатис» позволяет развивать и улучшать каждому.

Через специальные наушники, в которые встроен вибратор, ухо будет получать звуковые стимуляции проводимые «Электронным ухом». В качестве музыкальной поддержки используется музыка богатая обертонами (широкий частотный диапазон), что является необходимым условием для осуществления электронных переключений. Главным образом используются скрипичные концерты Моцарта. Каждый музыкальный отрывок был проработан в лаборатории «Томатис», принимая во внимание особенности работы «Электронного уха».

Создание программы (выбор музыкальной поддержки, частотные фильтры, слуховая латеральность, скорость электронных переключений, и т.д.) и план занятий определяется специалистом, прошедшим обучение и зависит от выявленных проблем клиента и поставленных задач.

Области применения метода Томатис
image2.jpg

• развитие речевых навыков у детей;
• дислексия, дислалия;
• заикание;
• трудности обучения;
• проблемы с чтением, письмом;
• развитие концентрации внимания;
• аутизм и другие нарушения развития;
• развитие коммуникативных навыков;
• управление стрессом (депрессия, тревожность, повышенная возбудимость);
• развитие способности к пению, игре на музыкальных инструментах;
• развитие восприятия иностранных языков;
• подготовка к родам;
• динамизация в пожилом возрасте.

Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы
Записаться на консультацию
Наши методы