АНО «Центр инновационных технологий развития и социальной адаптации»
Центральный офис

Часто задаваемые вопросы о методе Томатис

Как часто проходят занятия по методу Томатис?
Занятия по методу Томатис проводятся блоками или сессиями. Одна сессия может длиться от 8 до 15 дней.
Обычно самая длинная сессия - первая. Обычно она длится 10, 12, 13 или 15 дней, от 1,5 до 2 часов в день, в зависимости от возраста и возможностей ребенка. Количество дней первой сессии определяется специалистом на консультации. 
Вторая и последующие сессии длятся обычно 8 дней. Иногда, она может быть продлена до 10-12 дней с учетом состояния ребенка.
Это ежедневные занятия. Корректируя при помощи метода Tomatis® процесс восприятия, нервной системе необходимо определенное время в определенном ритме получать информацию. Это такое же упражнение, как и многие другие, будь то интеллектуальные или физические тренировки. Система получает новый способ функционирования. Это правило проведения интенсивных занятий существует исключительно для всех.
Количество пропусков внутри сессии, при которых сохраняется эффективность программы, составляет максимум 3 дня.
Какие перерывы надо делать между сессиями?
Между первой и второй сессиями достаточно строгий перерыв, который составляет от 3-х до 6 недель. В большинстве случаев это месяц с последнего дня текущей сессии.      
В дальнейшем перерывы между сессиями могут увеличиться до 3-4 месяцев. Конкретный срок решается индивидуально с каждым клиентом и зависит от состояния и динамики ребенка.
Сколько всего сессий может быть?
В методе томатис 7 этапов. Каждый этап можно приурочить к одной сессии. В сложных случаях необходимо прохождение всех этапов, но иногда один этап может растянуться на две сессии и больше.

Если говорить о формировании навыка, то для этого необходимо прослушать около 60 часов, что приравнивается к 4-м сессиям.
Что можно делать во время занятий?
Во время прослушивания ребенок находится в комфортной ситуации в игровой комнате. 
В нашем центре детей в игровой комнате сопровождают специалисты - логопеды, дефектологи, психологи, которые следят за тем, чтобы точно выполнялась программа ребенка, контролируют, чтобы наушники были надеты правильно и стараются вовлечь ребенка, по мере возможностей, в игровую деятельность.
 Если Вы хотите, то можете воспользоваться услугой индивидуального сопровождения. В рамках этой услуги специалисты нашего центра смогут организовать для Вашего ребенка индивидуальное пространство для развития. Это могут быть занятия по развитию мелкой моторики, дефектологии, арт-терапии, развитию игровой деятельности.
 

Во время прослушивания ребенок может:


Играть в ролевые игры, игрушки
Рисовать, лепить, заниматься любым творчеством
Собирать пазлы, конструкторы
Играть в настольные игры
Спать. Слуховая система никогда не отключается, даже во сне. Поэтому, если ребенок уснул, прослушиванию программы это не мешает.
Что нельзя делать во время сессии?
Жевать. Так как в процессе жевания задействованы те же мышцы, что и при прослушивании, то на занятия лучше приводить ребенка сытым. Пить можно.

Гаджеты. При прослушивании программы запрещены устройства, которые могут производить видеоряд - планшеты, телефоны, телевизоры и т.д. Это связано с особенностями распределения внимания сенсорными системами слуховой и визуальной информации.
Какие противопоказания есть у метода?
Метод Tomatis® является педагогической программой и не может расцениваться как медицинское лечение или метод постановки медицинского диагноза.
Метод Tomatis® не является медицинской процедурой и не провоцирует состояния перевозбуждения, неуравновешенности или травматические ситуации.
Основные противопоказания для применения метода Томатис это отит и эпилепсия в статусе. Метод Томатис работает при эпилепсии при условии ремиссии не менее 6 месяцев и обязательного контроля ЭЭГ.
Нам нужно отменять садик/занятия на время сессии?
Метод Tomatis® не является активной нагрузкой, поэтому нет необходимости менять свой привычный распорядок дня или отказываться от других занятий. Прослушивание программы по методу Томатис наоборот может помочь ребенку быть более восприимчивым и лучше усваивать материал других педагогов.
Пересмотреть расписание Вы можете в том случае, если это сопряжено с длительной дорогой и возникающей из-за этого усталостью ребенка.
Можно ли сочетать метод Томатис с БАКом/микрополяризацией?
Метод Tomatis® не сочетается с электротоковыми стимуляциями, такими как микрополяризация, рефлексотерапия. Между стимуляциями должно пройти не менее 2 недель.
Такая же рекомендация для метода БАК.
Нужно ли нам перестать пить лекарственные препараты на время сессии?
Если ребенок принимает медикаменты: нейролептики, психотропные препараты или ноотропы (Кортексин, Церебролизин) об этом следует предупредить специалиста. Это необходимо для составления индивидуального маршрута и индивидуальной программы по методу Томатис.
Если Вы только планируете начать принимать медикаменты, то лучше этого не делать одновременно с началом сессии Томатис.
А если ребенок не наденет наушники?
Да, действительно, очень часто родители волнуются, что ребенок может не захотеть надевать наушники или будет их постоянно скидывать.
 Конечно, ребенок не знает, зачем ему их надевают и имеет право какое-то количество времени на сопротивление. Но, когда он понимает, что мы от него ничего не требуем и он может продолжить играть в свое удовольствие, он соглашается.
Если ребенок скидывает наушники, то мы запасаемся терпением и интересными занятиями и одеваем их обратно.
Чаще всего привыкание может длиться до 3 дней. В последующем, дети обычно сами подставляют голову, чтобы им надели наушники.
На каком оборудовании Вы работаете?
В нашей компании специалисты работают на официальном оборудовании производства компании Tomatis Development S.A. Видео (гиперссылка).
Встречный вопрос: на каком оборудовании работает Ваш стоматолог?
Когда Вы выбираете центр и специалиста, конечно у Вас есть некоторые критерии отбора. Но оборудование - это только средство. Средство реализации программы. И гораздо важнее это опыт специалиста и индивидуальный подход, который поможет Вашему ребенку развиваться и быть успешным.
В каком возрасте метод Томатис дает наилучший результат?
Метод Томатис не имеет возрастных ограничений, он применим для всех людей, начиная с детей 1 года. Естественно, что в каждом возрасте он эффективен для решения характерных задач данного возраста. Метод «Томатис» остается эффективным при любых обстоятельствах.
Ранний возраст является наиболее эффективен для решения задач психомоторного, речевого развития или школьного образования.
В подростковом возрасте и у взрослых людей, личная мотивация является фактором, позволяющим методу Томатис быть эффективным.
Через какое время можно ощутить результаты?
Первые позитивные проявления ощутимы достаточно быстро, уже по истечению нескольких дней с начала сеансов с «Электронным ухом». Это вещи, связанные с нашими базовыми потребностями – сон, еда, активность.
На более глубоком уровне, следует понимать, что реорганизация, которая проводится через электронное ухо, позволяет выработать новый способ взаимодействия с миром, эта эволюция проходит в более медленном темпе.
Нервная система должна принять новый способ действия. А для этого ей нужно время. Поэтому очень важными являются периоды пауз между сессиями, когда наша нервная система начинает работать в соответствии с новым полученным навыком. Наиболее ярко результаты сессии становятся заметны через две недели после окончания сессии.
Следует учитывать, что эти проявления действуют во время, а также остаются по окончании сеансов, таким образом, работа, проведенная с помощью электронного уха, будет эффективна в течение нескольких лет. В том случае, если произойдет какое-либо значительное событие в жизни, повлекшее за собой обратный процесс, достаточно пройти короткий курс в центре Томатис, чтобы вернуть системе баланс.
Остаются ли в последующем полученные результаты?
Да, результаты достигнутые во время сеансов остаются по той простой причине, что они не вызваны какой-либо обусловленностью, а являются результатом приведения системы в состояние равновесия. На самом деле, причины обращения в центры Томатис самые различные, они всегда соответствуют какой-либо дисфункции, а значит более или менее заметного состояния нейрофизиологического дисбаланса. Работа с «Электронным ухом» имеет своей целью вернуть объект в состояние равновесия, которое требует гораздо меньше по своим затратам усилий, чем другие более или менее дисфункциональные ситуации. Можно констатировать, что в большинстве случаев, успехи, достигнутые за время проведения сессий, не только остаются, но и могут развиваться, как только процесс развития был восстановлен.
Эффективен ли метод Томатис в случае потери слуха?
Применение метода Томатис не ведет к восстановлению слуха, если произошли необратимые процессы, при этом применение метода Томатис позволяет, каков бы ни был конкретный случай, оптимизировать использование имеющегося потенциала. Другими словами, мы ничего не сможем сделать при тотальной глухоте, но если у человека начались возрастные изменения или есть тугоухость 1-2 степени, то метод Томатис позволит слуховой системе работать более эффективно.
Когда присутствие матери необходимо на сеансах?
Переобучение по методике Томатис позволяет индивидууму заново пройти все этапы развития слуха и речи, а они тесно связаны с процессом коммуникации. Этот процесс начинается задолго до рождения и возводится как к физиологическим способностям, которые развиваются в период внутриутробной жизни так и к бессознательному желанию или нежеланию вступать в контакт. Это желание коммуницировать подвержено влиянию внешних факторов, самое важное из которых это качество установившихся отношений между матерью и ребенком во время беременности. Каким бы ни было качество этих установившихся отношений, но материнский голос воспринимается ребенком на протяжении 9 месяцев, как постоянное присутствие и порождает особенную обнадеживающую стабильную связь между матерью и еще неродившимся ребенком. Именно поэтому записанный материнский голос подвергается обработке в лаборатории и становится таким, как бы он воспринимался в утробе. Его часто используют для того, чтобы вновь пробудить желание коммуницировать. В большинстве случаев прослушивание материнского голоса оказывает позитивный эффект на детей и ускоряет прогресс, который сопровождается присутствием матери на каждом этапе развития. И на самом деле, сеансы с «Электронным ухом» вызывают изменения в поведении, в особенности переход через более или менее регрессивную фазу, изменение, которое должно не только быть воспринятым матерью, но также пережито ею. По этой причине, в рамках метода Томатис, сопровождение ребенка матерью, когда это возможно при наличии хороших условий, рассматривается как необходимое.
Почему присутствие отца на сеансах желательно?
Желание коммуницировать у ребенка вызывает мать, она выступает как обнадеживающий образ, который служит основанием для языка, но не дает ключей, которые бы послужили средством к социальной коммуникации. Материнская связь дает ребенку веру, силу и желание выйти во внешний мир, а значит, и встретиться с отцом.
Для того чтобы развитие социализации ребенка пришло нормально, необходимо соединить несколько условий. Мать должна быть готова «двигать» ребенка на встречу внешнему миру, а отец, в свою очередь должен быть готов его «принять». По этой причине, в рамках метода Томатис, когда ребенок достиг определенной стадии, присутствие отца, желательно. Ему, в свою очередь, будет легче понять и подготовиться к своей роли, роли отца.
Почему используется музыка Моцарта?
В различных регионах были попытки использовать наравне с музыкой Моцарта и другую музыку, но полученные результаты от музыки Моцарта были поистине удивительными. И действительно, мы констатируем тот факт, что на всех континентах, именно эта музыка позволяет максимально каждому найти свое внутреннее равновесие.
Чтобы лучше понять, как воздействует музыка на равновесие человека, нужно вспомнить, что музыку характеризуют: ритм, который трогает тело; гармония, которая касается эмоциональных зон; и мелодия, которая обращена к интеллекту.  В эпоху классицизма все эти три параметра были очень сбалансированы.
Что на самом деле встречалось довольно редко. Один или другой доминировал, давая пищу многочисленным музыкальным дискуссиям. В случае с музыкой Моцарта, кажется, что это равновесие было достигнуто, что и объясняет универсальный характер этой музыки.
Для чего используется фильтр?
До 4000 Гц фильтрование позволяет мозгу подготовиться к акустическому анализу особых зон; дальнейшее фильтрование звуков соответствует внутриутробному опыту, что вовсе не означает то, что эмбрион не слышит звуки низкой частоты. По мнению А.Томатиса, ухо уже функционирует в эмбриональном состоянии, потому, что его задача заряжать, давать энергию, развивающейся нервной системе. Именно поэтому Альфред Томатис применил фильтрованные звуки, чтобы воспользоваться преимуществом этой фундаментальной способности уха в период внутриутробного развития, освобождая ухо от его функции анализировать звук. Более того, исходя из физиологии внутреннего уха, звуки высокой частоты производят гораздо большую стимуляцию нервной системы, нежели звуки низкой частоты, и действительно, количество реснитчатых клеток, получающих звуковую стимуляцию, больше в зонах, предназначенных для приема и анализа, высокочастотных звуков, нежели в зонах, предназначенных для низкочастотных звуков.
Почему используется материнский голос?
Согласно теории и исследованиям А. Томатиса, ухо зародыша начинает функционировать в четыре с половиной месяца. Ребенок, находясь в амниотической жидкости в утробе матери, слышит массу звуков, которые ему после рождения становятся недоступны — сердцебиение и дыхание матери, голос, шум от работы внутренних органов. Обусловлено это тем, что в период внутриутробного развития уши ребенка заполнены жидкостью, проводящей звук значительно лучше, чем воздух; в частности, в жидкости меньше затухают высокочастотные компоненты звука. По этой причине Томатис предлагает использовать голос матери, чтобы реактивировать процесс слушания. Голос пропускается через фильтры, напоминая собой звуки, которые слышит зародыш в утробе матери. Голос матери является прочным основанием, благодаря которому начинает формироваться и развиваться процесс слушания, влияющий также на последующее развитие языковых навыков. В целом весь этот процесс представляет собой не что иное, как попытку «перепрограммировать» различные этапы человеческого развития через символический опыт.
Использование фильтрованного материнского голоса позволяет нам одновременно освободить ухо от его функций дифференцировать звук, и заставить его перезаряжать нервную систему путем стимуляции тех зон, где располагается наибольшее количество реснитчатых клеток, и тем самым пробудить акустическую память индивидуума в период эмбрионального развития. Это воспоминание, какой бы оно не носило позитивный или негативный эмоциональный заряд, было передано матерью и зависело напрямую от ее психологического состояния во время беременности, а по своему постоянству являлось обнадеживающим фактором. Можно констатировать, что в большинстве случаев использование материнского голоса и успокаивает и дает свободу.
Для чего используется Григорианское песнопение?
Церковные песнопения, называемые Григорианскими (григорианский хорал), получили свое название по имени папы римского Григория I (590-604), который благоволил к творцам этой ранней формы Римско-католического песнопения.
Хотя Григорианские песнопения и не содержат никакой соразмерности, спетые мелодии имеют уникальную структуру, создающую гармоническое движение. Эта модальная структура основана на определенном наборе размеров, которые при объединении со сложным эхом древних монастырей, создает иллюзию гармонии.
Григорианское песнопение не соответствует сердечному ритму, но очень близко к дыхательному ритму, которое характеризуется сменой неравных последовательностей, этот феномен находит также свое отражение в движении морских волн, которые никогда не бывают одинаковыми. Григорианские песнопения оказывают успокаивающее действие, которое объясняется связью между дыхательной и нервной системой, таким образом, удлиненное дыхание затрагивает все тело, не вовлекая его в движение.
Каковы наиболее ощутимые результаты у детей?
Каждый ребенок индивидуален и результаты, которые мы получаем также очень индивидуальны. Когда мы говорим о методе Томатис, мы обычно говорим о том, что метод позволяет прыгнуть ребенку на следующую ступеньку развития. Но, если попробовать обобщить данные полученные от специалистов и родителей, то можно выделить несколько сфер, в которых мы наблюдаем прогресс: 
• концентрация внимания;
• понимание речи;
• коммуникативные навыки;
• чтение (понимание);
• включенность;
• моторные навыки;
• навыки самообслуживания;
• сон;
• расширение пищевого репертуара;
• игра;
• чувство ритма;
• уверенность в себе;
• качество голоса (речь и пение);
• поведение.